Раздаточные коробки для полноприводных большегрузных автомобилей

Раздаточные коробки для полноприводных большегрузных автомобилей

Сергей Харитончик, к.т.н. Статья из журнала «Спецтехника» №3 май-июнь 2006г.

Появление раздаточных коробок (РК) сформировало важное научно-техническое направление в автомобилестроении – создание механизмов и систем управления приводом ведущих колес и мостов, которое на протяжении многих десятков лет успешно развивается, наделяя машины новыми свойствами. Благодаря им существенно расширилась сфера эксплуатации автомобилей, способных ездить по бездорожью.

С появлением раздаточных коробок лексикон автомобилистов пополнился такими понятиями, как "полный привод", "многоприводный", "внедорожный", "4x4" и т. д. Раздаточные коробки предназначены для распределения крутящего момента между ведущими мостами полноприводных автомобилей и нашли широкое применение как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Причём от правильного выбора параметров РК во многом зависит себестоимость перевозки грузов. Дело в том, что они оказывают существенное влияние на тягово-скоростные и топливно-экономические свойства машин.

По характеру деления силового потока различают раздаточные коробки с дифференциальным приводом выходных валов, блокированным и смешанным, когда используются 3 выходных вала. Количество ступеней передаточного числа в раздаточной коробке - одна или две. Двухступенчатые применяются для расширения диапазона передаточных чисел трансмиссии. Необходимость в этом возникает в тех случаях, когда диапазон устанавливаемой коробки передач недостаточен для полноприводного автомобиля.

По периодичности включения привода вспомогательного ведущего моста, которым обычно является передний мост, различают раздаточные коробки с постоянно включённым и с периодически включаемым передним мостом.

Основное требование к РК состоит в том, чтобы крутящий момент распределялся без циркуляции и соответствующих потерь мощности в приводе к ведущим мостам автомобиля, что случается при движении с блокированным дифференциалом. Поэтому на сухих твёрдых дорогах, где циркулирующий момент может быть значительным, блокировать дифференциал не разрешается. Для улучшения проходимости автомобиля в сложных дорожных условиях в раздаточных коробках устанавливается муфта принудительной блокировки межосевого дифференциала.

В зависимости от требуемого отношения крутящих моментов на выходных валах РК межосевой дифференциал выполняется симметричным или несимметричным.

В раздаточных коробках с дифференциальным приводом используются цилиндрические и конические межосевые дифференциалы: цилиндрические - для несимметричных дифференциалов, конические - для симметричных. Сателлиты конических дифференциалов имеют сквозные отверстия и устанавливаются на осях. В цилиндрических дифференциалах сателлиты с шипами (они устанавливаются в отверстия водила). Корпус дифференциала обычно состоит из двух частей, соединяемых винтами. Приводная шестерня крепится к корпусу винтами или заклепками. Межосевой дифференциал РК должен быть достаточно компактным, чтобы его можно было разместить в радиальных габаритах приводной шестерни, закрепляемой на корпусе.

Отношение крутящих моментов на выходных валах Mb/Ma для дифференциала определённой конструкции - величина постоянная, и если под одним из ведущих мостов автомобиля сцепление шин с дорогой окажется значительно меньше, чем для остальных, то предельная тяговая сила соответственно снизится и на остальных мостах, что ухудшает проходимость автомобиля. Чтобы сгладить этот недостаток дифференциального привода, применяют принудительную блокировку дифференциала.

Рассмотрим конструкции как проверенных временем лучших отечественных раздаточных коробок, так и современные разработки ведущих зарубежных производителей РК для грузовых автомобилей.

Как распределяют мощность В СНГ

На колёсном шасси МАЗ-543 РК распределяет крутящий момент между тележками мостов. Она представляет собой трёхвальный редуктор с цилиндрическими косозубыми шестернями и обеспечивает две передачи (рис. 1), прямую и понижающую, с передаточными числами соответственно 1 и 1,88.

В нижней части раздаточной коробки установлен конический дифференциал 2, обеспечивающий дифференциальную связь между передними и задними мостами через соответствующие выходные валы 6 и 20. При разблокированном дифференциале РК обеспечивает передачу на передние и задние мосты равных крутящих моментов при неравных скоростях вращения выходных валов, зависящих от состояния дороги и степени накачки шин. При блокировке дифференциала муфтой 3 выходные валы вращаются как одно целое со скоростью ведомой шестерни 17.

При этом шестерни и подшипники раздаточной коробки смазываются комбинированно: как разбрызгиванием, так и под давлением от масляного насоса (в последнем случае принудительно смазываются подшипники шестерён прямой и понижающей передач, конические шестерни и опорные шайбы дифференциала через соответствующие сверлёные каналы в валах 11 и 20, крышках 14, 15 и 21, шестернях прямой и понижающей передач). Масло в насос забирается из масляной ванны поддона 1 РК через сетчатый фильтр 24 по сверлёным каналам в поддоне 1, картере 12 и крышках 14 и 21. Смазка остальных шестерён и подшипников раздаточной коробки обеспечивается маслом, стекающим сверху после смазки элементов верхнего вала, а также разбрызгиванием масла, находящегося в нижней части картера.

Двухступенчатая РК трёхосного полноприводника КАМАЗ-4310 (рис. 2) имеет несимметричный межосевой цилиндрический дифференциал и постоянно включённый привод переднего моста. На входном валу 1 закреплена ведущая шестерня 2, входящая в зацепление с шестерней 5, установленной неподвижно на промежуточном валу 8. Шестерни низшей ступени 7 и высшей 14 свободно установлены соответственно на промежуточном валу 8 и пустотелом валу 16 корпуса дифференциала.

Низшая ступень включается при помощи муфты 6, а высшая - муфты 15. Выходной вал 10 привода мостов тележки соединён с коронным колесом 11 дифференциала. Вал 13 привода переднего моста соединён с солнечной шестерней 12 дифференциала. Отношение моментов на указанных валах равно отношению чисел зубьев коронного колеса 11 и солнечной шестерни 12 и выбрано равным 2, что приближённо соответствует распределению нагрузки автомобиля между тележкой и передним мостом. Для блокировки дифференциала установлена муфта 17, которая соединяет валы 13 и 16.

В раздаточной коробке предусмотрен отбор мощности от шестерни 3, а также с фланца на заднем конце входного вала 1. Картер 4 раздаточной коробки имеет разъём в плоскости, перпендикулярной к осям валов. На траках "Урал-4320" устанавливается механическая двухступенчатая РК с несимметричным межосевым дифференциалом (рис. 3). Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами, солнечной 30 и коронной 29 шестернями. Момент от солнечной шестерни 30 передаётся на вал 35 привода переднего моста, а от коронной шестерни 29 на вал 21 привода заднего моста.

При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается равномерная тяга всех осей и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть заблокирован, и тогда валы привода передних и задних колёс вращаются как одно целое.

На валах привода переднего и заднего мостов имеются маслосгонные кольца 23. На наружных поверхностях этих колец нарезаны винтовые канавки, направляющие масло при вращении валов от манжет в картер. Спираль винтовой канавки выполнена в разных направлениях: для вала привода переднего моста - левое направление, для вала привода заднего моста - правое.

Одноступенчатая трёх-вальная с цилиндрическими косозубыми шестернями раздаточная коробка с несимметричным коническим дифференциалом прошла долгую апробацию на МАЗах (рис. 4).

"Немецко-Зетэфовское" распределение крутящих моментов

На современном рынке грузовых автомобилей фирма ZF - один из лидеров в разработке и производстве трансмиссий и их компонентов. Она предлагает установки на грузовые автомобили РК следующих типов (см. табл.1)

Таблица 1. Раздаточные коробки ZF

Модель

Передаточные числа при движении

Распределение момента

Передаваемый момент, Нм

Кинематическая схема

вне дорог

по дорогам

VG 250 - 2

2,22

2,03

1

2500-3300


GA 350/3 D

1,3

1,6

2,1

1

1:2,33

4400-6000


GA 350/3 (с включаемым приводом переднего моста)

1,3

1,6

2,1

1

4400-6000

VG500

1,85

2,47

1

1:2 или 1:3,33

4700-5700


VG 500/1 (с включаемым приводом переднего моста)

1,85

2,47

1

4700-5700

VG800-4

1,76

2,04

1,35

1,22

1:2 или 1:3,33


GA 8OO/3D

1,85

2,5

1,3

1,3

1:2,43

8100-10000


А 600/3 (с включаемым приводом

----

----

----

11 000

A6OO/3D(с дифференциальным приводом переднего моста)

1,02

1:1,97 или 1:3,25

11000


А 800/3

----

----

----

16 000

A 8OO/3D

----

1,02

1:1,83 или 1:3,35

16 000


Как видно из таблицы, модельный ряд построен в зависимости от передаваемого крутящего момента. Все раздаточные коробки трёхвальные и двухступенчатые, за исключением моделей А600/3 и А800/3. В основном все коробки имеют планетарный дифференциал, солнечная шестерня которого приводит в действие передний мост, а коронная - задний. Анализ кинематических схем указывает на то, что во всех "раздатках" привод заднего моста (или тележка мостов) постоянно включён (в раздаточной коробке VG250-2 передний мост включён не постоянно).

Другие конструктивные особенности раздаточных коробок фирмы ZF отмечены в табл. 2-4.

Таблица 2. Конструктивные особенности РК ZF моделей А 600/3, A 600/3D, А 800/3 и A 800/3D

Модель

А600/3

A600/3D

А8О0/3

A800/3D

Расстояние между выходным валом РК и ведущим валом моста, мм

375

375

Масса (без дополнительного оборудования), кг

225

236

256

266

Объём масла, л

12

9,3

Подключаемый передний мост

+

-

+

-

Блокируемый межосевой дифференциал

-

+

-

+

Таблица 3. Конструктивные особенности РК ZF моделей VG 250/2, VG 250/3, VG 500 и VG 500/1

Модель

VG25O/2

VG250/3

VG500

VG500/1

Расстояние между выходным валом РК и ведущим валом моста, мм

286

364

Масса (без дополнительного оборудования), кг

137

149

260

235

Объём масла, л

12

9,3

Подключаемый передний мост

+

+